Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №79 комбинированного вида
Выступление на педагогическом совете
«Детское экспериментирование, как особая форма поисковой деятельности дошкольников»
Воспитатель
Второй квалификационной категории
Андреева Елена Анатольевна
Одинцово 2014
Дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопрос почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Основная идея экспериментирования включать каждого ребёнка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.
Целью экспериментирования является развитие элементарной исследовательской деятельности дошкольников, на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи исследовательской деятельности:
- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний.
- Развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении игр и экспериментов.
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения.
- Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля, само регуляции.
Направление работы.
Живая природа: наблюдение за растениями, насекомыми, животными. |
Неживая природа: Изучение свойств предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани, металла. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); |
Человек. Наши помощники: нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа. |
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ.
1. Эксперимент должен быть не продолжительным по времени
2. Речевое сопровождение
3. Важно учитывать индивидуальное развитие детей (темп работы, утомляемость, возрастные особенности)
4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечение детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки.
5. Совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей.
Экспериментирование - это не сама цель, а способ ознакомления с миром.
Условия детского экспериментирования
1. Постепенное усложнение
2. Организация условий для самостоятельной деятельности
3. Использование проблемных ситуаций
Технология организации совместной экспериментально- исследовательской деятельности
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации
2. Уточнение плана исследования
3. Выбор оборудования ( самостоятельная или с помощью взрослого), его размещение детьми________________
4. Распределение детей на подгруппы ( по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников
5. Организация исследования
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Методы и приёмы
1. Вопросы педагога, определяющие успех в познание.
2. Схематическое моделирование опыта, рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков
3. Метод, стимулирующий детей к коммуникации.
4. Метод «Первой пробы», применение результатов собственной исследовательской деятельности
5. Проблемные ситуации
6. Экспериментальные игры
7. Наблюдение природных явлений
8. Использование энциклопедий
Ожидаемые результаты
У дошкольников развивается умение:
- Активно познавать окружающий мир
- Действовать согласно алгоритму познания
- Применять разные способы детского экспериментирования.
- Ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы.
- Доказательно объяснять полученный результат.
- Формировать предпосылки учебной деятельности.
« Расскажи и я забуду, покажи и я запомню ,дай попробовать и я пойму»
Литература
1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2.Дыбина О.В.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста . М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. –
3.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений
4.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст
5.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 20046
6.Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005
7.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Название: Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Издательство: СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
|