Подготовка детей к школе. Советы родителям будущих первоклассников.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
В дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определенной программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.
Итак, поступающий в школу ребенок должен:
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, месяц, день.
Уметь ответить на вопросы типа: "Когда птицы улетают на юг?" , "Когда бывает холодно и идет снег?", "В какой день люди не ходят на работу?"
3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
4. Быть в состоянии написать печатными буквами или скопировать простую фразу. Например: "Коля ел суп", "Маша мыла окно".
5. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
8. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
9. Находить сходства и различия между предметами.
10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец.
Очень желательно хотя бы упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
11. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
12. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
13. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок , одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
14. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
15. Уметь отвечать на вопросы типа: " Что бывает раньше - обед или ужин?" Весна или лето?", "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы - теленок, а у лошади - ?"
16. Знать 10-12 основных цветов.
17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
18. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
19. Обладать достаточной сноровкой, ловкостью и силой.
20. Уметь общаться со сверстниками.
21. Знать, что такое хорошо и что такое плохо.
22. Творить, сочинять, фантазировать.
23. Знать, что для мамы и папы он - всегда самый лучший ребенок на свете!
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Взрослым, педагогам и родителям, необходимо помнить, что независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка важно одерживать его уверенность в себе, обеспечить его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети учатся лучше, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации.
Но вот наконец долгожданный рубеж пройден. Прозвучал первый звонок. Ребенок уже первоклассник. Даже для самых подготовленных детей первые месяцы пребывания в школе обычно бывают стрессом. Ребята становятся раздражительными, тревожными, плачут по пустякам. И это понятно: психологическая нагрузка в школе не сравнима с тем, к чему ребенок привык в детском саду и уж тем более в семье. В школе и народу гораздо больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и очень многое в новинку, и напряжение на уроках сильнее, чем в подготовительной детсадовской группе или в мини-лицее. Кроме того, не надо забывать, что в саду "подготовишки" были старшими и, соответственно, ощущали свое превосходство над остальными. А в школе они внезапно оказываются в самом низу возрастной лестницы. Причем над ними не два, не три, не четыре "этажа", а целых десять! Это подавляет. Ребенок теряется, чувствует себя лилипутом в стране буйных, громогласных великанов. В первом классе тяжело приходится не только непоседам, но и детям, по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если у учительницы холерический темперамент. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются еще сильнее, а взрослому кажется, что ребенок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.
Избежать подобных трудностей можно, хотя и непросто. - Следите за собой. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы: ребенка это травмирует. Нервозность родителей мгновенно передается детям. В первом-втором классах данные принципы целесообразно перенести на всех детей, независимо от их темперамента. Ребятам и так приходится одновременно осваивать в школе столько сложных вещей. Пусть хотя бы в бытовом плане трудностей будет поменьше. Однако не берите на себя все сборы целиком. Родителям следует выступать лишь в качестве помощников, а затем - контролеров. Иначе ваши дети окажутся как бы ни при чем.
1.Самообслуживание дома.
Что должен делать будущий первоклассник? Выработайте с ребенком его утренний «ритуал». Помогите ребенку научиться просыпаться и вставать по звонку будильника (думаю, всем известно, что ложиться для этого ребенок должен не позже 21-00). Когда ребенок поднялся, он следует в ванную комнату, где умывается и чистит зубы. Далее, ребенок застилает свою постель. После этого, малыш должен одеться и причесаться (помощь родителей в этом процессе должна быть минимальной, — ну, девочке косички заплести, разве что). Конечно, весь этот марафон от подъема до боевой готовности не приносит малышу особой радости, как помочь ребенка довести этот процесс до совершенства? Специально для этой цели повесьте плакат, на котором будет отмечены пять будних дней недели. Когда ребенок с утра сам проходит все этапы марафона, — напротив определенного дня появляется, например, звездочка. Если малышу удается собрать за неделю пять звездочек, — на выходные его ждет небольшой сюрприз, — любимый журнал, мороженное или катание на роликах в парке. Какое вознаграждение получит ребенок, он может выбрать сам (можно написать предлагаемые варианты на маленьких карточках). Это еще и стимул читать новые слова. И так, неделя за неделей, малыш будет мотивирован провести утро в самостоятельных сборах в школу, а там уже в силу вступит привычка. Да, можно давать особое вознаграждение, если ребенок вложится в нужное количество времени, только качество сборов не должно пострадать. Таймер на мобильном телефоне поможет малышу не зевать.
2. Самообслуживании в школе.
Как ваш ребенок кушает? Может ли он аккуратно пользоваться приборами, не вымазать во время еды одежду и лицо? Привык ли он мыть руки до и после еды без напоминания? А как насчет вытирания салфеткой рта? Конечно, забавно, встречать малыша со школы с лапшой на пиджаке, но, это ни кого не приводит в восторг, кроме некоторых бабушек. Итак, работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Кроме сказанного, научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка. Но не делайте ребенку сто замечаний за один прием пищи, просто объясните ему, что от него требуется, и за успехи хвалите или поощряйте (на ваше усмотрение) ребенка. Иногда достаточно при папе, вернувшемся с работы похвалить за успехи малыша, или почитать ему книжку, после того, как он покушал.
Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться сам. Потренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, — на молнии, липучках и так далее. А дома можно, играя ставить «рекорды», — засекать время за сколько ребенок сам оденется или переоденется. Успехи замечайте и хвалите малыша.
«Можно выйти в туалет?» Этот вопрос почти каждый ребенок задает когда-то учителю (если, конечно, не может дождаться перемены). Объясните вашему малышу, что в туалет надо ходить на переменах. А теперь поговорим о самообслуживании ребенка в туалете. Если ребенок не садиковский, это особенно актуально. Все мы, заботливые мамочки, привыкли ухаживать за ребенком и в туалете. Но будет лучше, если за год до школы, вы начнете практиковать для ребенка самообслуживание в туалете. Естественно, первое время будет казаться, что вы бы лучше справились с «заданием», но если у ребенка будет целый год, он сможет научиться ухаживать за собой сам. Объясните ребенку, как правильно за собой поухаживать, как одеться, чтобы остаться аккуратно заправленным и как обязательно мыть руки после каждого похода ребенка в туалет.
Возвращение из школы. Когда ребенок собирает свои вещи после уроков, научите его, как все аккуратно сложить в ранец, как проверить, ничего ли он не забыл. До начала первого класса, иногда играйте дома в игру, «Спешу на самолет». Выложите все из ранца ребенка. Пусть он все соберет в него (аккуратность важна) и сам опрятно оденется для выхода на улицу. Если ребенок справится с заданием, к примеру, за предложенные ему три минуты, поднимите его на руки и покружите, — он успел на самолет!
Чье это дело - уроки? Дети должны твердо усвоить, что учатся они не для вас, а для себя, и соответственно уроки – это их личное дело. У ребят должна создаваться иллюзия, будто они свободны в своем выборе делать или не делать уроки. Но именно иллюзия, поскольку отказ от приготовления уроков должен сопрягаться с отказом от развлечений. А это для детей совсем не привлекательно.
С первоклассниками, конечно, поначалу приходится сидеть рядом, напоминая им правила ведения записей в тетради, подсказывая, как держать ручку, куда положить локти, сколько клеточек следует отступить и т.п. Все это для них в новинку, и удержать в памяти столько нового они часто не в состоянии.
А главное, нужно постоянно ободрять малышей. Ведь в первые месяцы каждая помарка в тетради кажется им вселенской трагедией. Когда ребенок освоится, втянется в учебу, можно потихоньку отодвигаться в сторону, но все равно в начальной школе важно держать приготовление уроков под контролем взрослого. Конечно, он должен быть ненавязчивым. Ко 2-3 классам постарайтесь выйти на то, что ребенок обращается к вам лишь при каких-либо затруднениях, а все остальное, что ему по силам, делает самостоятельно. Но проверять качество приготовления уроков, безусловно, необходимо.
Ну и, конечно, детям нужно давать возможность хорошенько отдохнуть после школы. Логика, что чем быстрее они отмучаются, приготовив уроки, тем для них же будет лучше ( по принципу «Сделал дело – гуляй смело»), в корне прочна. Свое дело они сделали в школе и имеют право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых учеба – дело новое, трудное и ответственное, заслужили отдых вдвойне.