Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 12
дошкольное отделение – детский сад № 79
Консультация для родителей
Тема: «Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель
Медведева Е.В.
Одинцово
2021г.
Большое значение в развитии речи ребенка играет художественная литература.
Пред нами, воспитателями и родителями, стоят такие задачи:
- развивать интерес и любовь к художественной литературе;
- воспитывать интерес и способность различать выразительные средства;
- учить определять и мотивировать своё отношение к героям произведения;
- формировать нравственные критерии оценки;
- учить выразительно читать, при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, сказки, переживания героев;
- развивать умение внимательно слушать речь окружающих.
Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, при чтении художественной литературы, при пересказывании у детей становится чище произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Имения достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающие его слушателям было понятно, что он хочет сказать.
Художественная литература оказывает большое значение в развитие речи дошкольников.
Многие родители спрашивают: «Что лучше читать детям? Какие покупать книги? С чего начать чтение книги?» На эти вопросы мы постараемся вам ответить в определённый последовательности.
«Первая встреча» с новой книгой всегда волнующе. Что же читать? Чем руководствоваться при выборе книг? Выбор не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувство прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребёнка, возбудить интерес к книге. Это может быть сказка с торжеством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя – природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде. Ну вот, книга выбрана, перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, рассмотрите, что изображено на картинках, не старайтесь рассказать содержание книги. Как начинать чтение? В начале, сообщите, что будете читать. Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей. Полезно дать краткие сведения о писателе. Но, если ваш ребёнок отвлекается от слушания? Никогда не делайте резких замечаний. Подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждёте от ребёнка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. Как заканчивать чтение? Следует ли обсуждать прочитанное? Если произведение сильно взволновало ребёнка, как например ненецкая сказка «Кукушка», то не стоит обсуждать книгу. Но если ребёнок о чём – то спросит, то конечно надо ответить. Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирёва «Скворец», вспомните с детьми, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача – помочь детям вдуматься в слова, прислушаться к ним.
Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что – то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятие услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребёнка, тогда можно прочитать ещё что – ни будь, придерживаясь тематики или единства образов.
Большие произведения лучше читать отдельными частями, например, сказку «Конёк – горбунок» Ершова. Часто родители прибегают к чтению во время еды, чтобы заставить ребёнка есть, в транспорте по пути домой. Читают без учёта возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.
Какие же условия благоприятны для чтения? Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда все члены семьи слушают чтение. Книги, насыщенные большим количеством событий, читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения ещё раз рассмотреть иллюстрации, невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребёнка бережного отношения к ней. Учите ребёнка самостоятельно рассматривать книгу. Покажите, что это нужно делать только за столом. Её всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря их с верхнего правого угла. Не разрешайте ребёнку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, её надо беречь. Желательно, чтобы у ребёнка был маленький шкаф для книг или полка.
Пусть лучшие произведения литературы составляют сокровища ваших библиотек! |