Экологическая сказка «Колобок»
Цель: формирование личностных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания через эмоционально-чувственный и литературный опыт с помощью включения его в процессе понимания экологического содержания сказки.
Задачи:
- формирование экологической культуры детей;
- развитие эмоционального, творческого развития детей;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе.
В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников. Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство, самому стать непосредственным участником сказки (в роли колобка, лисы или др. персонажа). Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира. Именно экологические сказки вызывают эмоциональную отзывчивость, любознательность, сопереживание, вдохновляют детей на воображения и фантазии. Полученные знания у детей вызывают отклик и понимание им экологических проблем. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Дети узнают о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей. Эко сказки в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о природных явлениях; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. Чему же учат экологические сказки? - познавать окружающий мир; - воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; - думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности. Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Сценарий сказки :
Автор:
Жили на лесной опушке: Вот такие вот зверушки! Мы о жизни их узнаем. Всё! Мы сказку начинаем!
Жил на свете Колобок, Колобок – румяный бок. Но однажды в одночасье приключилось с ним несчастье. Покатился он в лесок прогуляться на часок… Только с горочки скатился в странной яме очутился:
Колобок: Я, румяный колобок, Я поранил правый бок. Здесь пакеты и бутылки, и бумага и опилки… Крышки разные, стекло, Ведь так порезаться легко. И почти растений нет. Зайка, где ты?
Зайка: Меня нет! Я в лесу здесь прибираюсь. Грязно так, сил не осталось. Колобок и Зайка: Вы, запомните, друзья: В лесу мусорить НЕЛЬЗЯ!
Автор: Дальше катится наш друг И увидел Волка вдруг. Он лежит понять не может. Что ж случилось? Кто ж поможет?
Волк: Тут когда-то был ручей. И никто не знал, он чей… А теперь здесь нет водицы, Не летают даже птицы. Всё забросано камнями И какими-то дровами.
Колобок: Волк, друг милый помогай И ручей освобождай!
Колобок и Волк: Ребята, вы, запоминайте: Ручейки не засоряйте. Вам и нам нужна всегда Только чистая вода!
Автор: С Волком колобок простился Продолжать он путь решился. За берёзку закатился Очень сильно удивился: Возле озера Медведь Весь печальный, странно ведь. Что он делает? Рыбачит, И о чём-то тихо плачет.
Медведь: Здравствуй, милый Колобок! Как твои дела, дружок? Вот мои дела не очень… Я сижу уже две ночи. Рыбку я хочу поймать, Но не выходит всё никак!
Колобок: Так давай я помогу, Твою удочку возьму. Рыбку я тебе поймаю, Вот она плывёт тут с краю. Что же это, друг-медведь? Это ж обувь чья-то ведь!
Колобок и Медведь: Вы всегда, ребята, знайте – Водоём не засоряйте. Это же ведь чей-то дом. Пусть будет чистым водоём!
Автор: Он с Медведем попрощался И к Лисице в путь собрался. Докатился до опушки… Слышит – квакает Лягушка:
Лягушка: Караул, беда, ква-ква! Дом лисы сгорел до тла! Кто-то тут огонь развёл, Развернулся и ушёл!
Колобок: Эй, Лиса, моя сестра, Где ты, рыжая краса? В гости я к тебе пришёл. И ничего здесь не нашёл. Всё сгорело, дыма столько. Солнца нет, не видно ёлки!
Лиса: Колобочек, помогай! И водой всё заливай! Нет больше дома у меня… Ну, хоть сама ещё цела!
Колобок, Лиса и Лягушка: Дети, всегда знайте: Огонь не разжигайте! От деревьев кислород Мы его вдыхаем. Вот: А когда горит огонь – Быстро исчезает он.
Автор: Колобок домой пустился, Очень быстро докатился. Стал он знаки рисовать, Что каждый должен соблюдать.
Колобок и все звери: Земля – наш дом, и мы должны себя достойно в нём вести! Беречь природу, не сорить, леса и воду сохранить!
Автор: Сказка ложь, да в ней намёк: Вам, ребятам всем урок! |