Обобщение педагогического опыта на тему: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Выполнила: Флоря Галина Сергеевна, воспитатель МБОУ Одинцовская СОШ № 12 дошкольное отделение – детский сад № 79 г. Одинцово 2022 г.
Слайд 1
Дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. Кроме этого, дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.
Слайд 2
Актуальность.
Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Именно дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает, что учится, хотя выполняет задания, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Слайд 3
Цель: формирование знаний детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и явлениях окружающей жизни.
Задачи:
1. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.
2. Развивать познавательные способности и любознательность.
3. Научить детей самостоятельно играть в игры.
4. Формировать в процессе игры доброжелательные взаимоотношения, умение сотрудничать
5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Слайд 4
Виды дидактических игр.
Дидактические игры с предметами. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Слайды 5-7
Дидактические игры моторного характера.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, бусами, пружинками, разборными яйцами, шарами, башенками.
Слайд 8
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.
Слайд 9-10
Индивидуальная работа с детьми.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре
- объяснение хода и правил игры, при этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил.
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие.
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика…
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.
При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность, так же позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Заключение
Работая над этой темой, могу отметить, что при систематической работе, использовании рациональных методов и приемов, при тесном контакте с родителями, показатели познавательного развития у детей раннего возраста оказываются достаточно высокими. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера. В результате этого ограничивается и активность, и самостоятельность детей. А самое главное условие - эмоциональное отношение ко всему, чтобы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к играм, они начнут играть в них и самостоятельно.
Спасибо за внимание! |