Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 12
дошкольное отделение – детский сад № 79
Семинар-практикум для воспитателей по теме:
«Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО».
Провела воспитатель первой
квалификационной категории
Флоря Г.С.
Семинар-практикум для воспитателей по теме «Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель: экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
- Представить участникам семинара одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Сформировать у педагогов мотивацию использования в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности.
Ход семинара:
Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре «Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО».
- Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность
«действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
«Мозговой штурм» (задания участникам групп).
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками.
Ответ:
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
Прогнозирование результатов ( ст. дошк. возраст).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
Наблюдение результатов эксперимента.
Фиксирование результатов эксперимента.
Формулировка выводов.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Блиц – игра «Вопрос – ответ».
1. Что является объектом познания детей младшего возраста.? (ответ: мир живой и неживой природы)
2. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 года.
(ответ: «плавает – не плавает», извлечение звуков, исследование поверхности предметов.).
3.Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5
-6 лет.
(ответ: наблюдения, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, рассказ, создание коллекции, проектная деятельность, проблемные ситуации.)
4.Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному развитию. (ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.)
5.Одинаковые ли понятия: любознательность и любопытство.
(ответ: обоснуйте. любознательный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.)
6.Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?
(ответ: понимают, что всё взаимосвязана, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.)
7.Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
(ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.).
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкивается с интеллектуальной пассивностью детей, причины которые лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребёнка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро его выполняют, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.
Сказка называется «Путешествие Утёнка, или мир за забором птичьего двора.»
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сёстры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошёл открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?
Опыт №1. Нужно взять банку. Сверху затянуть пищевой плёнкой но не натягивать её, а наоборот, продавить её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Завязать плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налить воды.
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую плёнку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепить его на задней стенке банки прозрачным скочем.
Неподалеку Утёнок увидел небольшое озеро, в нём плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить. Когда добравшись на лодке до середины озера, Утёнок увидел как распускаются эти прекрасные цветы. Покажите, как это происходит?
Опыт №2.Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрепите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки в воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому что бумага намокает становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом утёнок увидел, что рыбки то появляются на поверхности воды, то снова пропадали. Объясните, как это у них получается.
Потом Утёнок увидел в озере плавают рыбки, они то опускались в низ то подымались , он не мог понять , как под водой можно плавать?
Опыт №3. Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в неё ягодку винограда. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что ягодка винограда всплывёт. Почему?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая ягодка опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбки есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объём уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Утёнок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как пошёл дождь. Почему идёт дождь?
Опыт №4. Нужно налить в литровую банку горячую воду. Банку закрыть крышкой с дырочками, сверху положить несколько кубиков льда. Лёд будет таять от теплого воздуха, в дырочку будет стекать теплая вода, имитируя капли дождя.
Вывод: С поверхности горячей воды идёт интенсивное испарение, а когда пар поднимается, то быстро остывает из – за блюдца со льдом и достигает точки росы, конденсируется на стенках банки и вода капельками стекает вниз. Вот и получается дождик.
Утёнку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы.
- Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?
- Почему распускаются кувшинки?
- Почему плавают рыбки?
- Почему идёт дождь?
Вывод: Познавательная деятельность подразумевается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания добываются самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
|