Дисциплина – средство или результат воспитания.
Выступление на межвузовской научно-практической конференции "Наследие А.С.Макаренко и современная педагогическая практика"
воспитателя МБДОУ детского сада № 79 комбинированного вида
Исаевой Екатерины Сергеевны
Исаевой Екатерины Сергеевны
Хотя А.С.Макаренко умер 74 года назад, его имя не сходит со страниц газет и участвует в каждом сегодняшнем споре на педагогические темы. Ни один из русских педагогов не привлекал к себе такого внимания во всём мире, как Антон Семенович. И вот что поразительно: с годами споры о Макаренко, о том, как его понимать, как использовать его опыт, не утихают, а обостряются.
Педагогика А.С.Макаренко была вызвана не чистым размышлением, а реальной борьбой. Эта педагогика рождена необходимостью, порою, можно сказать, отчаянием. Нужда и безвыходность заставили этого человека сделать те изобретения, которые он сделал: без них он просто не смог бы выжить.
Но это обстоятельство не уменьшает значения А.С.Макаренко, а, наоборот, возвеличивает его. Потому что нужда в новой педагогике была не у него одного — у тысяч учителей. А открытие сделал он, а силы, знания и мужество, необходимые каждому первооткрывателю, нашёл в себе только он.
Педагогика А.С.Макаренко — педагогика борьбы и мужества. В воспитательском деле он вёл себя прежде всего как мужчина. Не боялся риска, брал на себя всю ответственность, смело шёл на обострения — и всегда выигрывал. "Везучий я человек”,— всю жизнь повторял Макаренко.
Эпизод, известный каждому: в порыве отчаяния и гнева Макаренко ударил воспитанника Задорова. Иные только и помнят из всей "Педагогической поэмы” это место, только для того им и нужен бывает Макаренко, чтобы прикрыться: "Видите, и он ударил... Значит, и мне можно...” И почему-то не упоминают при этом, что Задоров был сильнее, крепче своего воспитателя, да к тому же не зависел от него. Макаренко от Задорова зависел, а Задоров с друзьями — нет. Колония имени Горького с самого начала была учреждением открытым: не нравится — уходи. Ни запоров, ни охраны, ни погонь. Подняв руку на Задорова, Макаренко рисковал жизнью.
Но он ни разу не пожалел о своём поступке. В отличие от педагогов, которые воспитывают "вообще” и сами не знают, что из их воспитания выйдет, Макаренко не боялся брать на себя всю ответственность за результаты воспитания.
Он не просто "воспитывал” и даже не "перевоспитывал” — он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер.
Что, кроме внезапно разгоревшихся внутренних сил, кроме страсти, двигало им?
Прежде всего бешеная, не знающая границ любовь к детям, вылившаяся в не совсем обычную форму: в ненависть к страданиям детей.
М.Горький, описывая А.С.Макаренко, говорит: "У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, улыбнуться, погладить но стриженой голове”.
По ночам Макаренко подсовывал под подушки ребят конфеты. "Я очень люблю этот отдел человечества”,— признавался Антон Семёнович. И, пожираемый этой любовью к детям, он не мог, чтобы ребята страдали и мучились, не мог видеть, чтобы кто-то обижал их, подавлял. Все строгости дисциплины Макаренко направлены на одно, и только на одно: на охрану спокойствия детей. Охрану от голода, от унижений и, прежде всего, от притеснений сверстников.
Действенная любовь к детям — вот как надо было бы назвать педагогику Макаренко, если бы пришлось описывать её очень коротко.
Пять миллионов беспризорных по стране, пять миллионов ожесточившихся детей — без отца, без матери, без ласки, без доброго слова, без хлеба, без крова, без школы. Пять миллионов ребят, внезапно и жестоко выброшенных из детства войной и разрухой!
Просто любовь и жалость пасовали перед этими детьми. Одичавшие и ожесточившиеся, они переносили своё презрение и на самых добрых, самых искренних воспитателей, на добро отвечали злом — воровали, отказывались работать, разбегались. Сорок процентов беспризорных, помещённых в различные детские дома, вскоре убегали оттуда!
А.С.Макаренко нашёл сотни усовершенствований педагогической работы, сделал десятки изобретений и одно открытие.
Об этом открытии он написал Горькому в первом же письме после того, как Алексей Максимович вступил в переписку с колонией. Видимо, Макаренко понимал необычайную важность этого правила: «Мы поставили себе твёрдым правилом не интересоваться прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики это абсурд...”
Если бы он просто сказал: "Прошлое ребёнка не входит в его будущее” — и на этом поставил бы точку, его подняли бы на смех, и правильно сделали бы. Мысль, взятая сама по себе, действительно абсурдна. Но он продолжил её. Он на опыте доказал её истинность при одном обязательном условии: если ребёнок попадает в крепкий, целеустремленный, занятый умным трудом и красиво организованный коллектив детей и их воспитателей (дети и воспитатели — один коллектив!). Каждый ребёнок, попадая в такой коллектив, быстро — и это очень важно: быстро! — становится таким, как его новое окружение, подчиняется новым требованиям и охотно выполняет их, ибо они разумны и логичны.
Педагогика А.С.Макаренко была вызвана не чистым размышлением, а реальной борьбой. Эта педагогика рождена необходимостью, порою, можно сказать, отчаянием. Нужда и безвыходность заставили этого человека сделать те изобретения, которые он сделал: без них он просто не смог бы выжить.
Но это обстоятельство не уменьшает значения А.С.Макаренко, а, наоборот, возвеличивает его. Потому что нужда в новой педагогике была не у него одного — у тысяч учителей. А открытие сделал он, а силы, знания и мужество, необходимые каждому первооткрывателю, нашёл в себе только он.
Педагогика А.С.Макаренко — педагогика борьбы и мужества. В воспитательском деле он вёл себя прежде всего как мужчина. Не боялся риска, брал на себя всю ответственность, смело шёл на обострения — и всегда выигрывал. "Везучий я человек”,— всю жизнь повторял Макаренко.
Эпизод, известный каждому: в порыве отчаяния и гнева Макаренко ударил воспитанника Задорова. Иные только и помнят из всей "Педагогической поэмы” это место, только для того им и нужен бывает Макаренко, чтобы прикрыться: "Видите, и он ударил... Значит, и мне можно...” И почему-то не упоминают при этом, что Задоров был сильнее, крепче своего воспитателя, да к тому же не зависел от него. Макаренко от Задорова зависел, а Задоров с друзьями — нет. Колония имени Горького с самого начала была учреждением открытым: не нравится — уходи. Ни запоров, ни охраны, ни погонь. Подняв руку на Задорова, Макаренко рисковал жизнью.
Но он ни разу не пожалел о своём поступке. В отличие от педагогов, которые воспитывают "вообще” и сами не знают, что из их воспитания выйдет, Макаренко не боялся брать на себя всю ответственность за результаты воспитания.
Он не просто "воспитывал” и даже не "перевоспитывал” — он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер.
Что, кроме внезапно разгоревшихся внутренних сил, кроме страсти, двигало им?
Прежде всего бешеная, не знающая границ любовь к детям, вылившаяся в не совсем обычную форму: в ненависть к страданиям детей.
М.Горький, описывая А.С.Макаренко, говорит: "У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, улыбнуться, погладить но стриженой голове”.
По ночам Макаренко подсовывал под подушки ребят конфеты. "Я очень люблю этот отдел человечества”,— признавался Антон Семёнович. И, пожираемый этой любовью к детям, он не мог, чтобы ребята страдали и мучились, не мог видеть, чтобы кто-то обижал их, подавлял. Все строгости дисциплины Макаренко направлены на одно, и только на одно: на охрану спокойствия детей. Охрану от голода, от унижений и, прежде всего, от притеснений сверстников.
Действенная любовь к детям — вот как надо было бы назвать педагогику Макаренко, если бы пришлось описывать её очень коротко.
Пять миллионов беспризорных по стране, пять миллионов ожесточившихся детей — без отца, без матери, без ласки, без доброго слова, без хлеба, без крова, без школы. Пять миллионов ребят, внезапно и жестоко выброшенных из детства войной и разрухой!
Просто любовь и жалость пасовали перед этими детьми. Одичавшие и ожесточившиеся, они переносили своё презрение и на самых добрых, самых искренних воспитателей, на добро отвечали злом — воровали, отказывались работать, разбегались. Сорок процентов беспризорных, помещённых в различные детские дома, вскоре убегали оттуда!
А.С.Макаренко нашёл сотни усовершенствований педагогической работы, сделал десятки изобретений и одно открытие.
Об этом открытии он написал Горькому в первом же письме после того, как Алексей Максимович вступил в переписку с колонией. Видимо, Макаренко понимал необычайную важность этого правила: «Мы поставили себе твёрдым правилом не интересоваться прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики это абсурд...”
Если бы он просто сказал: "Прошлое ребёнка не входит в его будущее” — и на этом поставил бы точку, его подняли бы на смех, и правильно сделали бы. Мысль, взятая сама по себе, действительно абсурдна. Но он продолжил её. Он на опыте доказал её истинность при одном обязательном условии: если ребёнок попадает в крепкий, целеустремленный, занятый умным трудом и красиво организованный коллектив детей и их воспитателей (дети и воспитатели — один коллектив!). Каждый ребёнок, попадая в такой коллектив, быстро — и это очень важно: быстро! — становится таким, как его новое окружение, подчиняется новым требованиям и охотно выполняет их, ибо они разумны и логичны.
Дисциплина
Одни под дисциплиной понимают собрание правил поведения;
Другие называют дисциплиной уже сложившиеся, воспитанные привычки человека;
Третьи видят в дисциплине только послушание;
Четвёртые - подчинение членов общества установленному порядку.
Все эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине, но для правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление о самом понятии "дисциплина".
Прежде всего, как нам уже известно, наша дисциплина всегда должна быть дисциплиной сознательной. Как раз в 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась теория свободного воспитания, по крайней мере тенденция свободного воспитания, тогда эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только в катастрофе, т. е. убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50- 60 процентами успеха.
Определяться сознанием дисциплина не может, так как она является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных специальных мер. Думать, что дисциплины можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных на создание дисциплины – ошибка. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса, считая здесь также такие процессы, как процесс физкультурного воспитания, физического развития и т. д.
Дисциплина создаётся не отдельными дисциплинарными мерами,
- а всей системой воспитания,
- всей обстановкой жизни,
- всеми влияниями, которым подвергаются дети.
Правильная дисциплина - это тот хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении.
Если дисциплина есть результат, то что же является средством? Средством является режим. Всякое средство, в какой угодно области жизни, нужно употреблять только тогда, когда оно соответствует цели, когда оно уместно.
Поэтому можно представить себе самую лучшую дисциплину, но нельзя представить себе какой-нибудь идеальный, самый лучший режим. В одних случаях один режим будет самым подходящим, в других - другой. Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное.
Режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует определённые цели, причём эти цели, всегда изменяются и усложняются.
В раннем детстве, например, перед воспитателями стоит серьёзная задача - приучить детей к чистоте. Стремясь к этой цели, взрослые устанавливают для детей особый режим, т. е. правила умывания, правила уборки, правила соблюдения чистоты комнаты, стола, постели. Такой режим должен регулярно поддерживаться. Воспитатели никогда не должны забывать о нём, следить за его выполнением, помогать детям в тех случаях, когда они сами не могут что-либо сделать, требовать от детей хорошего качества работы.
Если весь этот порядок организован хорошо, он приносит большую пользу, и, наконец, наступает такое время, когда у детей образуются привычки к чистоте, когда сам ребёнок уже не может сесть за стол с грязными руками. Значит, можно уже говорить о том, что цель достигнута.
Мы должны помнить, что режим должен отличаться определёнными свойствами, обязательными при всякой обстановке.
Режим должен быть, прежде всего, целесообразен.
Любое правило жизни должно быть введено исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели.
Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать её и дети.
Во всяком случае, и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного правила.
Если вы требуете, чтобы дети не лили воду на пол во время мытья рук, то дети должны понимать, что это необходимо для того, чтобы облегчить работу няне.
Воспитатель стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности воспитанников. Он добивается также, чтобы дисциплинированность детей была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.
Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Ребёнок может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности.
Каким способом можно достигать сознательной дисциплины? Необходимо сказать, что в наших школах ученики и учителя поставлены в более худшие условия, чем учителя и ученики в старой школе с этой точки зрения, и вот почему.
В старой школе был закон божий, предмет, отрицаемый не только учениками, но сплошь и рядом и самими батюшками, которые относились к нему как к чему-то не заслуживающему уважения, но вместе с тем в нем было много моральных проблем, которых так или иначе касались на занятиях. В своей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали. В наших современных школах такого предмета нет. Я уверен, что в развитии нашей школы в будущем мы необходимо придем к такой форме. В своей практике я принужден был теорию морали в определенном виде, в программном виде своим ученикам предлагать. Я сам не имел права ввести такой предмет - мораль, но я имел перед собой программу, мною лично составленную, которую я излагал моим воспитанникам на общих собраниях, пользуясь различными поводами. Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали.
Каким способом можно достигать сознательной дисциплины? Необходимо сказать, что в наших школах ученики и учителя поставлены в более худшие условия, чем учителя и ученики в старой школе с этой точки зрения, и вот почему.
В старой школе был закон божий, предмет, отрицаемый не только учениками, но сплошь и рядом и самими батюшками, которые относились к нему как к чему-то не заслуживающему уважения, но вместе с тем в нем было много моральных проблем, которых так или иначе касались на занятиях. В своей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали. В наших современных школах такого предмета нет. Я уверен, что в развитии нашей школы в будущем мы необходимо придем к такой форме. В своей практике я принужден был теорию морали в определенном виде, в программном виде своим ученикам предлагать. Я сам не имел права ввести такой предмет - мораль, но я имел перед собой программу, мною лично составленную, которую я излагал моим воспитанникам на общих собраниях, пользуясь различными поводами. Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали.
Какие общие положения могут служить доводом в такой теории морали?
- Прежде всего каждый ученик должен быть убежден, что дисциплина является формой для наилучшего достижения цели коллектива. Та логика достижения цели всего коллектива, утверждающая, что без дисциплины коллектив своей цели добиться не может, если она излагается четко и горячо (я против холодных рассуждений о дисциплине), такая логика будет первым камнем, положенным в основание определенной теории поступка, т. е. определенной теории морали.
- Дисциплина в коллективе - это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности.
- Интересы коллектива выше интересов личности. Нужно, чтобы интересы коллектива стояли впереди интересов личности, но и чтобы личность не оказалась в тяжелом, катастрофическом положении.
- Дисциплина украшает коллектив. Эта сторона дисциплины - красота дисциплины, эстетика дисциплины - является очень значительной. Вопрос о том, как сделать дисциплину приятной, увлекающей, задевающей за живое, является вопросом просто педагогической техники...
- Дисциплина именно тогда, когда человек делает и неприятное для себя с удовольствием.
Что же является основанием дисциплины? Говоря просто, чтобы не зарываться в глубь психологических изысканий, основанием дисциплины является требование без теории.
Конечно, нельзя ограничиваться только одним требованием. Требование - необходимый элемент дисциплинирования коллектива, но не единственный. Впрочем, все остальные элементы здесь также, по существу, будут требованиями, но высказанными не в такой решительной форме. Кроме требования есть привлечение и понуждение. Эти две формы есть выражение как бы в слабой форме требования. И наконец, более сильная форма, чем обыкновенное требование,- это угроза.
Я считаю, что эти формы должны употребляться в нашей практике.
Что такое привлечение? Оно тоже должно испытывать некоторое развитие. Одно дело - привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, другое дело - привлечение эстетикой поступка, его красивой внутренней сущностью.
То же самое понуждение. В первом случае понуждение может быть высказано в более примитивной форме, в форме доказательства или убеждения. В более совершенном случае понуждение высказывается намеком, улыбкой, юмором. Оно - что-то ценное и видное для детей.
То же самое угроза. Если в начале развития коллектива вы можете угрожать наказаниями, неприятностью, то в конце развития коллектива это уже не нужно. Такой угрозы в развитом коллективе нельзя допускать, и в коммуне им. Дзержинского я не позволял себе угрожать: я то-то сделаю с тобой! Это было бы ошибочным с моей стороны. Я угрожал осуждением, что поставлю вопрос на общем собрании, причем на общем собрании самым страшным являлось это осуждение.
Сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, представляет собой организационное воплощение нравственного духовного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и качественного достижения намеченных целей.
Конечно, нельзя ограничиваться только одним требованием. Требование - необходимый элемент дисциплинирования коллектива, но не единственный. Впрочем, все остальные элементы здесь также, по существу, будут требованиями, но высказанными не в такой решительной форме. Кроме требования есть привлечение и понуждение. Эти две формы есть выражение как бы в слабой форме требования. И наконец, более сильная форма, чем обыкновенное требование,- это угроза.
Я считаю, что эти формы должны употребляться в нашей практике.
Что такое привлечение? Оно тоже должно испытывать некоторое развитие. Одно дело - привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, другое дело - привлечение эстетикой поступка, его красивой внутренней сущностью.
То же самое понуждение. В первом случае понуждение может быть высказано в более примитивной форме, в форме доказательства или убеждения. В более совершенном случае понуждение высказывается намеком, улыбкой, юмором. Оно - что-то ценное и видное для детей.
То же самое угроза. Если в начале развития коллектива вы можете угрожать наказаниями, неприятностью, то в конце развития коллектива это уже не нужно. Такой угрозы в развитом коллективе нельзя допускать, и в коммуне им. Дзержинского я не позволял себе угрожать: я то-то сделаю с тобой! Это было бы ошибочным с моей стороны. Я угрожал осуждением, что поставлю вопрос на общем собрании, причем на общем собрании самым страшным являлось это осуждение.
Сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, представляет собой организационное воплощение нравственного духовного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и качественного достижения намеченных целей.